Как почистить клеммы и контакты аккумулятора

Контакты и зажимы аккумулятора подвергаются воздействию неблагоприятных факторов, вызывая их потускнение, загрязнение и коррозию. Чаще всего это вызвано атмосферными факторами, но самые тяжелые последствия – это разгерметизация АКБ и высвобождение из них химически активных веществ.



Электрические соединения – контакты, клеммы и зажимы, требуют регулярного обслуживания. Очистку клемм аккумуляторной батареи автомобиля следует проводить периодически один раз в год или хотя-бы каждые 2 года. Причём не просто наждачкой, а очищать соответствующими средствами.

Большинство металлов в окружающей среде находятся в окисленной форме. Их свободное (металлическое) состояние во время работы имеет тенденцию возвращаться к постоянному состоянию окисления, то есть проходит коррозия. Интересно, что чем больше энергии затрачивается во время технологического процесса на преобразование металла из руды (постоянная связь) в металлическую форму (нестабильное свободное состояние), тем легче и быстрее он подвергнется обратной коррозии во время работы.

Как почистить клеммы и контакты аккумулятора

Коррозия возникает на поверхности металлических материалов и обусловлена наличием электролита в виде влаги и воды, вместе с растворенными в ней газами и химическими соединениями, а также деполяризатором в лице кислорода. Именно электролит и деполяризатор являются основными внешними агрессивными веществами.



Процесс коррозии также определяется химическим составом, состоянием поверхности и напряжениями, возникающими при термической обработке материала – это внутренние факторы. Внутренние коррозионные факторы материала в первую очередь определяются кристаллической решеткой, которая содержит атомы элементов с определенными свойствами и описывается числом валентных электронов. Подверженность коррозии также определяется степенью чистоты материала – чем больше загрязнение сплавов и чем ниже электрохимический потенциал, тем легче он подвергается коррозии.

Явление потускнения возникает на неоцинкованных и оцинкованных элементах, которые не защищены от окисления цинка. Цинк является очень реактивным элементом в кислой и щелочной среде, и когда незащищенная поверхность вступает в контакт с электролитом, происходит так называемая белая ржавчина – патина. При нормальных погодных условиях цинк вырабатывает оксид цинка, карбонат цинка и гидроксид цинка в виде белого и легко удаляемого налета. Этот налет предотвращает коррозию металлических деталей, хотя значительно снижает электропроводность.

Полезное на сайте:
Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Как почистить клеммы и контакты аккумулятора

Налет на клеммах аккумулятора может быть вызван его вскрытием или сульфатацией – тогда он будет немного темнее. Проблема потускнения может возникнуть и в случае повреждения регулятора напряжения, что вызывает перезарядку аккумулятора, кипение электролита и повышенное выделение газов, которые вступают в реакцию и, как следствие, вызывают потускнение контактов. В этом случае тоже необходимо как следует очистить клеммы аккумулятора.

Как почистить клеммы аккумулятора

Начните чистку клемм аккумулятора прежде всего отключив их от АКБ. Если зажимы сильно потускнели, их можно очистить мягкой проволочной щеткой, а также наждачной бумагой или мягкой стальной подушечкой, а затем мягкой тканью. Для очистки контактов можно использовать и пищевую соду. Но не забудьте удалить её остатки с поверхности.

Как почистить клеммы и контакты аккумулятора

Кроме того, слишком сильное механическое истирание поверхности зажимов и контактов может привести к чрезмерному удалению материала и, как следствие, увеличению отверстия зажимов или уменьшению диаметра штырей на аккумуляторе, что ограничит контактную поверхность и создаст угрозу правильной подачи электричества.

Как очистить трудноудаляемый налет

Эффективный метод очистки – использование изопропилового спирта IPA. Но другие этиловые спирты не подойдут, потому что они содержат соли салицилата, которые после высыхания оставляют белый налет. Также рекомендуется использовать специальные средства для очистки контактов. Не забывайте очищать зажимы и контакты без использования препаратов и средств, содержащих воду. По этой причине следует избегать перекиси водорода, рекомендованной в некоторых форумах.

Полезное на сайте:
Зарядное устройство с температурной компенсацией к авто

Как почистить клеммы и контакты аккумулятора

После очистки клемм батареи защитите их поверхность от повторного потускнения или коррозии. Для этого используйте маслянистое вещество, которое уменьшит окисление контактной поверхности, и при этом не снизит электропроводность.

Как почистить клеммы и контакты аккумулятора

Технический вазелин в аэрозольной упаковке или медная смазка подойдет для этой цели. Причём фиксаторы следует закрепить после прикручивания их к штырям аккумуляторной батареи. После проветривания вазелин образует корку, которая эффективно герметизирует соединение, не снижая его электропроводность.

Как почистить контакты аккумулятора

Контакты аккумулятора очищаются так же, как и клеммы крепления. Обычно эта операция проводится после того как аккумулятор разгерметизируется. Если электролит пролился только на поверхность аккумулятора и его контакты, очистка будет быстрой и легкой. Более проблематичным будет удаление электролита, который проник внутрь электронного устройства и разъедает дорожки и компоненты печатной схемы. Тут уже необходимо разобрать корпус устройства и внимательно проверить состояние узлов.

Как почистить клеммы и контакты аккумулятора

Хороший способ очистить контакты от пролитого электролита – промыть их в ультразвуковой ванне. Также можете использовать хлопчатобумажную ткань или ватный тампон смоченный уксусом, чтобы удалить соли электролита. Затем контакты можно промыть спиртом, но более эффективным и безопасным решением будет использование изопропилового спирта или специального препарата для очистки контактов. Эти препараты не только удаляют электролит и налет, но также выводят влагу и защищают контактную поверхность от коррозии и потускнения, в то же время не увеличивая удельное сопротивление соединения.

Ну и чтобы проблемы с автомобильными АКБ были как можно реже, нужно их правильно эксплуатировать, о чём предельно подробно описано в этой статье.