Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

Прежде всего приведём несколько наиболее важных моментов при выборе кабелей и разъёмов профессионального звукового оборудования, а также их эксплуатации.



Производитель

Как и во многих других ситуациях с выбором чего-либо, здесь чётко работает правило – “Скупой платит дважды”. Никаких “no name” в выборе кабельной продукции и разъёмов быть не должно! При соединении пайкой так называемых “китайских” разъёмов с кабелями, все пластиковые части сразу же плавятся и буквально рассыпаются на глазах. Один только этот факт должен сильно отпугнуть от использования дешёвой и некачественной коммутационной продукции. Не говоря уже о том, что контакты таких разъёмов очень быстро окисляются, покрываясь страшным налётом продуктов окисления, что прекрасно видно невооружённым глазом. Пластиковые части, особенно внешние, таких безымянных разъёмов крайне ненадёжны – почти сразу трескаются и ломаются от малейших нагрузок и лёгких ударов.

Коннекторы

Как и в многих других отраслях производства, здесь есть свои изготовители – фавориты, продукция которых уже благодаря наличию наклейки производителя, является знаком качества. Примеров компаний, делающих разъёмы только самого высокого качества довольно мало. Например, коннекторы швейцарской компании Neutrik по праву считаются одними из лучших в использовании во всём мире. Компания добилась высочайших рейтингов и имеет множество патентов на изделия, являющихся мировым стандартом в коммутации звукового оборудования.

Прекрасные разъёмы делают Switchcraft, из США. Есть отличные разъёмы изготовителя из Австралии – Amphenol. Но остерегайтесь подделок! Их попадается немало, и сразу разобрать что где трудно.

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования



Кабельная продукция

Здесь ассортимент производителей намного шире, чем в случае с разъёмами. Вдобавок, как показывает практика, здесь есть такой момент, что не все типы или марки кабелей одинаково хороши. То есть наряду с отличными кабелями, в линейке производителя может быть как отличный, так и довольно посредственный кабель. Самые известные производители кабельной продукции – японские Canare, немецкие Klotz, Sommer Cable и Cordial, слышно много хорошего о компании Belden, основанной еще в 1902 году Джозефом Белденом в Чикаго, США. Говорят вся коммутация одной из самых крупной в мире прокатной компании “Rat Sound” выполнена на продукции Belden.

Хорошие кабеля делает итальянская фирма Tasker. Ещё можно обратить внимание на Mogami, Horizon. Конечно список далеко не полный. У многих профи – свои личные предпочтения, наработанные годами практики. Особенно это может проявляться в выборе гитарной коммутации.

Тип подключения оборудования

Есть балансное подключение и небалансное. Всегда нужно отдавать предпочтение балансному, а когда это возможно и\или предусмотрено – особенно. С небалансным, “обычным” подключением нет проблем – два проводника, один из которых “экран” (земля), служащий защитой от электромагнитных наводок и непосредственно “сигнал” – не путать с “+” и “-“, так как передача аналогового аудиосигнала – это передача с помощью переменного напряжения, меняющего полярность со скоростью, зависимою от частоты сигнала.

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

С балансным подключением всё сложнее. Оно происходит тремя проводниками – та же “земля”, защищающая от наводок и два проводника с сигналом, один из которых находится строго в противофазе к другому. Обычно тот проводник, который “в фазе” называют “горячий”, противофазный – “холодный”. Зачем это нужно? Передающее устройство преобразует сигнал в балансный – к обычным “земле” и “сигналу” добавляется ещё и противофазный “сигнал”, который инвертируется по фазе в принимающем устройстве. Принимающее устройство микширует фазу и инвертированную противофазу. Получается двойной эффект. Во-первых, полезный сигнал становится в 2 раза мощней и, самое главное, все наводки, благодаря противофазному эффекту, самоуничтожаются. Благодаря балансному подключению, сигнал можно передавать на значительные расстояния практически без потерь – более 100 метров.

Выбор коннекторов

Если есть возможность, то подключения с помощью коннекторов “XLR” всегда предпочтительней и надёжней подключений с помощью ¼-дюймового “Jack”, а тем более разъёмов типа Phono, иначе RCA или “тюльпан”. Разъёмы RCA не являются профессиональными аудио коннекторами, хоть зачастую и используются там и имеют довольно неприятную особенность – не всегда точно подходить друг к другу, даже если они настоящие, не поддельные. Не говоря о китайских.

Немного подробностей о “Джеках”. Более правильно разъём “Jack” называется “TRS” – аббревиатура от “Tip, Ring и Sleeve” – наконечник, кольцо и манжета – экран или корпус разъёма. Но это только в случае трёхконтактного разъёма, в народе его часто называют “стерео-джек”. Или “моно-джек” – “TS” в случае двухконтактного, где имеют место быть только Tip и Sleeve – наконечник и экран. К слову, словом “Jack”, если правильно пользоваться принятой в мире терминологией, называют именно гнездо соединения “TRS” или “TS”, а сам штеккер называется “Plug”. На фото далее разъём TS от Amphenol.

Полезное на сайте:
Однопарный Ethernet: интернет по 1 паре проводов SPE

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

“XLR” (в народе – Канон или Кэннон) – очень надёжный разъём, если он не подделка. Советую отдавать ему предпочтение в линейной коммутации сигналов.

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

Выше не подделка – Neutrik Speakon 4-х контактный. Произошло от SpeakON (игра слов – speaker, connector и ON – включить).

А вот популярный мини-джек 3,5″ вообще не должен присутствовать в аппаратуре, имеющей серьёзное дело со звуком, а профессиональной – тем более, так как сам по себе коннектор крайне ненадёжен.

Качество экрана проводника

Нередко экран проходит по длине кабеля просто множеством витков, не сплетённых между собой, что не хорошо для качественной экранировки. Ведь чем больше плотность сплетения экрана, тем лучше. Экран только в виде фольги – для фиксированных инсталляций. Чем тоньше жилки экрана и чем их больше – тем надёжней. Критично для кабелей, которые постоянно сматываются и разматываются. Рано или поздно жилы проводников начнут от изгибов ломаться и чем их меньше – тем больше вероятность со временем совсем потерять контакт внутри кабеля. Очень хорошо, если экран внутри кабеля дублируется токопроводящим материалом – гибким пластиком или резиной.

Сечение проводников кабеля

Чем больше сечение – тем лучше и надёжней. Толстые сигнальные кабеля (7 мм) с толстыми жилами проводников механически прочней и надёжней. Сопротивление и ёмкость толстого проводника меньше, что тоже большой плюс. Это касается и сигнального и так называемого “акустического” кабеля, который соединяет усилители мощности с акустическими системами. Минимум для подключения УНЧ к АС сечение в 2,5 мм.

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

Длина небалансных кабелей

Гитары, клавишные инструменты, источники сигнала (плееры CD, MD, ноутбуки без выносных звуковых устройств) и т. д., часто “коннектятся” небалансным типом подключения. Не следует пользоваться в этом случае небалансным кабелем длиннее 5 метров. Если линия должна быть длиннее – необходимо пользоваться устройствами, называющимися директ-боксы (DI-box или Direct Injection Box). Эти устройства служат для преобразования несимметричного сигнала в симметричный. К тому же часто гальванически развязывают вход и выход, что может быть очень полезно для борьбы с электромагнитными помехами, земляными петлями.

Готовые кабели

Следует избегать покупки готовых кабелей, особенно вылитых из гибкого пластика – так называемых “одноразовых”, при покупке которого просто нет возможности проконтролировать то, что находится внутри. Есть немало примеров, что внешне красивый, основательный кабель после вскрытия оказывался просто никчёмным – с кое-какой оплёткой экрана и тонкими, хлипкими жилками.

Бескислородная медь

Это миф. Сейчас в кабельной продукции известных производителей не применяется никакой другой меди, кроме бескислородной. Все кабели делаются из меди одинаково хорошей очистки. Если в рекламе можно до сих пор прочитать слова типа “супер очистка меди” – это не более чем маркетинговый трюк. Даже если предположить что это так, выигрыш в качестве звучания оборудования при коммутации кабелями из этой меди будет совсем не в сторону её стоимости, так как медь самой высшей очистки, близкой к 100% получить достаточно сложно. Остаётся только догадываться, какую медь используют китайцы. В любом случае “noname” кабеля гораздо хуже переносят частые перегибы.

Назначение кабеля

Следует не забывать о назначении конкретной модели кабеля конкретного производителя. Если кабель предназначен для передачи DMX-сигнала, не стоит использовать его как микрофонный, так как допуски для разных кабелей могут сильно отличаться. Например, DMX-512 соединение не так требовательно к экранировке, как микрофонное.

Соблюдайте осторожность при пайке. При длительном нагревании паяльником проводников кабеля, изоляционные материалы часто имеют неприятную особенность быстро плавиться и создают опасность замыкания проводников друг с другом и с корпусом разъёма. Надо предварительно хорошо залудить места пайки перед процессом, чтобы как можно меньше потом их нагревать.

Распайка аудиокабелей

Правильная распайка сигнальных аудио кабелей, таблица №1

Таблица далее поможет в правильной распайке аудио кабелей практически всех возможных типов и разновидностей. В этой таблице RED = горячий контакт балансного подключения, BLACK = холодный.

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

Примечание к таблице №1

Вариант распайки XLR №1 в таблице далеко не универсален и совсем не подходит для подключения, например, микрофонов. Таким кабелем даже фантомное питание на устройство, его требующее, не получится подать. При распайке кабелей для микрофонов, экран нужно припаивать с обоих сторон к контакту разъёма XLR №1. Ещё проблема будет, если попытаться нарастить (удлинить) такой кабель, соединив несколько подобных в один – экран получится вообще разомкнутым. Более того, при такой распайке металлический корпус микрофона не будет подключен к экрану, что может привести к повышенному уровню паразитных наводок, вплоть до приёма радиосигнала. Вариант, показанный в таблице может пригодиться только в случае, если нужно “развязать” землю между приборами в случае возникновения или во избежание “земляных петель”.

Правильная распайка аудио кабелей, таблица №2

Возможно таблица №2 будет удобней, да и некоторые различия между ними есть.

Полезное на сайте:
Распиновка розетки прицепа легкового автомобиля - схема подключения фаркопа

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

Правильная распайка разъёма mini-XLR, таблица №3

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

Пример распайки mini-XLR – “петлички” Shure WL183, WL184, WL185

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

Разъёмы MINI-XLR

Сейчас много кто пользуется радиосистемами и далеко не только вокалисты с ручными радиомикрофонами. Всё чаще встречаются радиосистемы инструментальные, или с микрофонами – петличками и гарнитурами. Там часто используется разъём Mini-XLR – от так называемого “бодипака” (карманный, поясной передатчик) до микрофона часто используется кабель именно с Mini-XLR. В случае с гитарной (инструментальной) радиосистемой – в гитару подключается кабель с разъёмом plug TS с одной стороны, стандарно. С другой стороны кабеля, в бодипак – входит разъём Mini-XLR. Распайка как 3-х, так и 4-х контактного Mini-XLR приведена в таблице №3. Разумеется, не все радиосистемы комплектуются именно Mini-XLR, но это частое явление. Распайка у разных производителей может быть разной!

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

Распайки и схемы MIDI кабелей

Распайки и схемы MIDI-кабелей. Музыкантами очень часто применяются MIDI-соединения оборудования. Аббревиатура “MIDI” расшифровывается и переводится как Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Кабеля для MIDI-подключений чаще всего проще приобрести готовыми, но на всякий случай, для информации, немного остановлюсь и на этом типе соединений. Стандартные разъёмы для них делаются с помощью разъёмов DIN-5M (пятиконтактный, male, или “папа”, русское название – СШ-5, в случае с трёхконтактным разъёмом – СШ-3 или DIN-3 – в MIDI-кабелях не применяются) – именно они чаще всего подключаются к клавишным инструментам и другому оборудованию.

Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования

На изображении выше показано:

  1. Маркировка контактов разъёмов DIN-5.
  2. Распайка стандартного MIDI-кабеля DIN-5M in + DIN-5M out.
  3. Две схемы MIDI-кабеля Gameport -> DIN-5 in + DIN-5 out (могут быть и разъёмы female-мама, если делается для использования со стандартным MIDI-кабелем) – этот кабель служит для подключения MIDI к персональному компьютеру с помощью Gameport.
  4. Внешний вид кабеля Gameport -> DIN-5M in + DIN-5M out.

В последнее время очень большую распространённость получили MIDI-кабеля, основанные на подключении с помощью интерфейса USB и только их можно применить, например, при соединении клавишного инструмента и лэптопа. Очень мобильно и надёжно.

Примечания к статье

XLR-XLR кабеля желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных на стороне “мамы”, со стороны коммутации микрофона, корпус разъема нужно замкнуть с экраном. То есть, как указано в таблице №1 – контакт “C” с контактом №1 “мамы” (female) XLR нужно замкнуть. Этот способ распайки намного улучшает “земляной” контакт №1 с корпусом микрофона, снимает кучу “наводок” и разных посторонних шорохов в случае, если вдруг “разболтается” такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряет контакт. Но в этом случае подключаться таким кабелем к чужому аппарату – ТВ, любому другому комплекту аппарата, к стационарному оборудованию зала нужно очень осторожно, только через Di BOX, так как велика вероятность поражения током, если коснуться за “маму” XLR такого кабеля. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать.

Распайка разъёмов Speakon – нет в таблицах. Правильней, наверно, написать “распиновка”, так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х, 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами – группа №1 – “1+” и “1-“, группа №2 – “2+” и “2-” и т. д. Обычно, “по умолчанию”, используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon.

Распайка кабеля DMX-512. Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что “горячий” или главный контакт в DMX-512 – №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут “зеркалить” в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор – 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров.

Вот в принципе и вся информация по теме, которая возможно скоро получит продолжение, так как технологии не стоят на месте и появляются всё новые, более совершенные типы разъёмов.