Стоп-сигнал и указатель поворотов своими руками — схема и описание



Поклонники мотоциклов и других двухколесных транспортных средств знают, что даже мопеды должны быть обязательно оборудованы сигналом поворотов и стоп-сигналом. Хотя в случае разных скутеров и другого современного оборудования это не проблема, потому что такие огни обычно устанавливаются на заводе, в случае более старого оборудования, особенно отечественного производства, это более сложное дело. Так как есть знания в радиоделе и фантазия, то готовые решения «из магазина» отпали. Кстати, данная система из-за очень низкого (по сравнению с классическими лампочками) энергопотребления будет работать нормально даже на низкой скорости.

Схема указателя поворотов и стоп-сигнала

Самая большая проблема на пути самостоятельной «сборки» и установки стоп-сигнала — низкая производительность генераторов старых мопедов и их техническое состояние (как это было в конкретном случае). Зачастую у этих генераторов были только обмотки для зажигания (низкого или высокого напряжения). Любые катушки, подающие питание, например, на зарядку батареи, в подавляющем большинстве старого мототранспорта отсутствуют. Чтобы решить этот вопрос и была создана конструкция стоп-сигнала на светодиодных индикаторах.

Конечно данную схему можно применить не только к мотоциклу, но и любому другому транспортному средству, где нужно установить или улучшить эту функцию.

Итак, построим принципиальную схему, которая при низком потреблении энергии будет четко сигнализировать о факте торможения или поворота, причем источник питания будет только «катушка», даже на холостом ходу.

В случае простых автогенераторов серьезной проблемой являются различия в выходных напряжениях на холостом ходу и те, которые двигатель достигает во время быстрого движения. Особенно с разгруженными катушками.

Иногда напряжение с катушки на холостом ходу достигает 40 В при высоких оборотах. Это вполне нормально, но на схему такое напрямую не подать и поэтому использован простой стабилизатор, где во всем диапазоне оборотов выходное напряжение поддерживается на уровне 7,1-7,2 В постоянного тока. Его можно собрать на 78L09 или аналогичных м/с.

Как видите — тут решено было не подключать светодиоды классическим способом через резистор, а использован цифровой вольтметр 0-5 В (и встроенные в него источники тока) на микросхеме LM3914. Линейка из трех резисторов стабилизирует диодный ток, не хотелось использовать потенциометры из-за вибраций и других довольно сложных условий работы.

Две LM3914 обрабатывают правую и левую стороны указателей поворота (5 белых, 5-миллиметровых супер ярких LED), а третья подает питание на 10 светодиодов стоп-сигнала в задней фаре.

Полезное:  Стерео усилитель 50 Вт в классе D на китайском модуле

Использовался таймер NE555 во включении нестабильного генератора с 50% заполнением и частотой 3 Гц, чтобы вызвать мигание указателей поворота.

Сборка и проверка самодельного устройства

Из-за данного типа регулятора напряжения и специфичности его работы, весь блок питания разделяется двумя диодами и имеет довольно большой конденсаторный блок. Скорее всего и одного конденсатора ёмкостью 2200 мкФ будет достаточно, но поскольку это был первый прототип, предпочли подстраховаться.

Двусторонняя плата выбиралась для упрощения размещении элементов, вы можете переделать устройство на односторонняя печать. После сборки и настройки, обе стороны и все элементы покрыты лаком. Корпуса указателей поворота пришлось купить на авто разборке, диоды имеют матовые линзы и размещены на подходящих небольших печатных платах. В общем оставляем вопрос сборки каждому для индивидуального рассмотрения, исходя из личных нужд.

Весь модуль работает очень хорошо и уже проверен в дороге. Максимальный потребляемый ток (включенный стоп-сигнал и одна сторона сигналов поворота) составляет около 450 мА, что не так уж много.

Достоинства и недостатки этого стопа-поворотника

Обобщим все выводы, которые сделаны по ходу дела.

Плюсы схемы:

  • очень эффективная работа в целом;
  • хорошая видимость обоих указателей поворота и стоп-сигналов даже при солнце;
  • большая долговечность диодов и электроники по сравнению с лампами накаливания и классическим прерывателем;
  • благодаря низкому потреблению энергии возможность сборки даже в мопедах без батареи и зарядных катушек;
  • благодаря использованию управляющих транзисторов токи, протекающие через контакты переключателей «стоп» и переключатель поворота, очень малы, что оказывают положительное влияние на их долговечность.

Минусы схемы:

  • намного сложнее по сравнению с классической зарядкой + аккумуляторной системой;
  • возможно немного выше затраты в сравнении с готовым магазинным.

Если вы захотите повторить конструкцию, рекомендуем некоторые изменения: минимизировать компоновку, например, выбирая емкость конденсаторов, соответствующую реальной потребности и вместо того, чтобы использовать стоп-сигнал на принципе Вкл-Выкл, применить постоянный свет при более низком токе и включать полное свечение при торможении.




2- 5,00
Загрузка...

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ