Стоп-сигнал и указатель поворотов своими руками – схема и описание

Поклонники мотоциклов и других двухколесных транспортных средств знают, что даже мопеды должны быть обязательно оборудованы сигналом поворотов и стоп-сигналом. Хотя в случае разных скутеров и другого современного оборудования это не проблема, потому что такие огни обычно устанавливаются на заводе, в случае более старого оборудования, особенно отечественного производства, это более сложное дело. Так как есть знания в радиоделе и фантазия, то готовые решения «из магазина» отпали. Кстати, данная система из-за очень низкого (по сравнению с классическими лампочками) энергопотребления будет работать нормально даже на низкой скорости.



Схема указателя поворотов и стоп-сигнала

Самая большая проблема на пути самостоятельной «сборки» и установки стоп-сигнала – низкая производительность генераторов старых мопедов и их техническое состояние (как это было в конкретном случае). Зачастую у этих генераторов были только обмотки для зажигания (низкого или высокого напряжения). Любые катушки, подающие питание, например, на зарядку батареи, в подавляющем большинстве старого мототранспорта отсутствуют. Чтобы решить этот вопрос и была создана конструкция стоп-сигнала на светодиодных индикаторах.

Конечно данную схему можно применить не только к мотоциклу, но и любому другому транспортному средству, где нужно установить или улучшить эту функцию.

Стоп-сигнал и указатель поворотов своими руками - схема и описание



Итак, построим принципиальную схему, которая при низком потреблении энергии будет четко сигнализировать о факте торможения или поворота, причем источник питания будет только «катушка», даже на холостом ходу.

Полезное на сайте:
Фазовый регулятор мощности с управлением на МК

Стоп-сигнал и указатель поворотов своими руками - схема и описание

В случае простых автогенераторов серьезной проблемой являются различия в выходных напряжениях на холостом ходу и те, которые двигатель достигает во время быстрого движения. Особенно с разгруженными катушками.

Иногда напряжение с катушки на холостом ходу достигает 40 В при высоких оборотах. Это вполне нормально, но на схему такое напрямую не подать и поэтому использован простой стабилизатор, где во всем диапазоне оборотов выходное напряжение поддерживается на уровне 7,1-7,2 В постоянного тока. Его можно собрать на 78L09 или аналогичных м/с.

Как видите – тут решено было не подключать светодиоды классическим способом через резистор, а использован цифровой вольтметр 0-5 В (и встроенные в него источники тока) на микросхеме LM3914. Линейка из трех резисторов стабилизирует диодный ток, не хотелось использовать потенциометры из-за вибраций и других довольно сложных условий работы.

Две LM3914 обрабатывают правую и левую стороны указателей поворота (5 белых, 5-миллиметровых супер ярких LED), а третья подает питание на 10 светодиодов стоп-сигнала в задней фаре.

Стоп-сигнал и указатель поворотов своими руками - схема и описание

Использовался таймер NE555 во включении нестабильного генератора с 50% заполнением и частотой 3 Гц, чтобы вызвать мигание указателей поворота.

Сборка и проверка самодельного устройства

Из-за данного типа регулятора напряжения и специфичности его работы, весь блок питания разделяется двумя диодами и имеет довольно большой конденсаторный блок. Скорее всего и одного конденсатора ёмкостью 2200 мкФ будет достаточно, но поскольку это был первый прототип, предпочли подстраховаться.

Стоп-сигнал и указатель поворотов своими руками - схема и описание

Двусторонняя плата выбиралась для упрощения размещении элементов, вы можете переделать устройство на односторонняя печать. После сборки и настройки, обе стороны и все элементы покрыты лаком. Корпуса указателей поворота пришлось купить на авто разборке, диоды имеют матовые линзы и размещены на подходящих небольших печатных платах. В общем оставляем вопрос сборки каждому для индивидуального рассмотрения, исходя из личных нужд.

Полезное на сайте:
Мощная велосипедная фара LED c питанием от динамо

Стоп-сигнал и указатель поворотов своими руками - схема и описание

Весь модуль работает очень хорошо и уже проверен в дороге. Максимальный потребляемый ток (включенный стоп-сигнал и одна сторона сигналов поворота) составляет около 450 мА, что не так уж много.

Стоп-сигнал и указатель поворотов своими руками - схема и описание

Достоинства и недостатки этого стопа-поворотника

Обобщим все выводы, которые сделаны по ходу дела.

Плюсы схемы:

  • очень эффективная работа в целом;
  • хорошая видимость обоих указателей поворота и стоп-сигналов даже при солнце;
  • большая долговечность диодов и электроники по сравнению с лампами накаливания и классическим прерывателем;
  • благодаря низкому потреблению энергии возможность сборки даже в мопедах без батареи и зарядных катушек;
  • благодаря использованию управляющих транзисторов токи, протекающие через контакты переключателей «стоп» и переключатель поворота, очень малы, что оказывают положительное влияние на их долговечность.

Минусы схемы:

  • намного сложнее по сравнению с классической зарядкой + аккумуляторной системой;
  • возможно немного выше затраты в сравнении с готовым магазинным.

Если вы захотите повторить конструкцию, рекомендуем некоторые изменения: минимизировать компоновку, например, выбирая емкость конденсаторов, соответствующую реальной потребности и вместо того, чтобы использовать стоп-сигнал на принципе Вкл-Выкл, применить постоянный свет при более низком токе и включать полное свечение при торможении.