Зарядное для авто из лампочки и трансформатора


Всем, кто хочет сделать по-быстрому автомобильное ЗУ, можем порекомендовать простейшее решение: трансформатор с выходным напряжением около 14 В, на выходе диодный мост и подключенный с сетевой стороны через патрон с лампой на стандартные ~ 220 В. Ток зарядки (Q / 10) выбирается вкручиванием лампочки соответствующей мощности (в среднем надо 60 Вт).

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

Такое зарядное устройство имеет падающую характеристику при увеличении напряжения на аккумуляторе. При полной зарядке ток падает до небольшого значения, что предотвращает повреждение аккумулятора. Кроме того, лампочка информирует о состоянии заряда:

  • сильно горит — полностью разряжена,
  • умеренно горит — частично разряжена,
  • слабо светится — аккумулятор заряжен.

Простое, дешевое и эффективное решение, подходящее практически для всех свинцово-кислотных аккумуляторов, в том числе автомобильных. Вот оригинальная статья из зарубежного журнала. Иногда лампу берут не сетевую, а 12-ти вольтовую и ставят её после трансформатора, как на схеме далее:

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора


Или ещё упрощают конструкцию ЗУ, установив только 1 диод, вместо 4-х. Расчёты зарядных режимов смотрите по ссылке.

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

Итак, нужно будет найти силовой понижающий трансформатор на напряжение 14-15 вольт (больше немного можно, меньше — нельзя). Потому что заряжая аккумулятор 12 вольт ему будет не достаточно 12 вольт, ведь полностью заряженным аккумулятор будет считаться при 13-14 вольтах. Трансформатор должен быть достаточно мощным, где то 200 ватт. Если вы планируете заряжать аккумулятор током в 1-2 Ампера, то трансформатор можно взять и на 100 ватт.

Предохранитель в цепи служит защитой от случайного короткого замыкания. Ведь бывает и такое. Теперь стоит сказать о лампочках: чем больше мощность лампы, тем выше ток заряда будет. Приведена таблица ниже по току и мощностям лампочек:

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

Ток рассчитывается по закону Ома. Ток = мощность/напряжение. Ведь лампочка – это как сопротивление. В качестве сопротивления в лампе такой элемент, как нить накаливания, сделанная из вольфрама. При этом лампочка в данном случае служит еще не только как сопротивление, но и как индикатор заряда. Ключ (тумблер) ставим на ток 5 ампер. Теперь перейдем к диодному мосту, который выпрямляет переменный ток в постоянный.

Он должен быть обязательно рассчитан на ток зарядки плюс запас. Если ток зарядки 10 Ампер, то диодный мост должен быть на ток не меньше 15 А, и соответственно на напряжение тоже должен быть рассчитан. Диодный мост можно купить готовый или собираем мост из диодов и диоды ставим любые, но чтобы соответствовали току и напряжению.

Далее следует поставить предохранитель, который защитит цепь от короткого замыкания. И в итоге можно подключать аккумулятор к зарядке. Для контроля тока можете установить амперметр в разрыв цепи. И тогда переключая лампочки, сможем увидеть реальный ток заряда аккумулятора. При зарядке мы будем наблюдать, как лампочки будут постепенно тухнуть – это будет считаться, что аккумулятор заряжается.

Полезное:  Усилитель мощности звука на 4 канала

Опасная схема сетевой зарядки

Зарядное для авто из лампочки и трансформатора

И главное предупреждение: по Сети гуляет схема зарядного без трансформатора, где АКБ подключается сразу в 220 вольт через диод и лампу — это дичь полнейшая, которая может закончится грандиозным взрывом аккумулятора в случае порчи и короткого замыкания диода (от чего никто не застрахован). Или дети/животные подбегут и схватятся за аккумулятор, испытав на себе действия фазы. Так что лучше не рисковать и поставить развязывающий трансформатор!

Если остались вопросы и замечания по схеме — пишите в комментариях, будем разбираться. Всего доброго!



   Форум по электронике и автосхемам

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ