Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Всем радиолюбителям привет. Разрешите поделиться довольно интересным проектом зарядного устройства для авто аккумуляторов, который совсем несложен в сборке. Это модифицированная схема, в которую добавлена система защиты от обратного подключения аккумулятора. Схема выпрямителя с исполнительным тиристором и стабилизатором LM317 в качестве драйвера, с ограничением тока с помощью лампочки.



Схема зарядного устройства с тиристором

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Это печатная плата, чтоб упростить вам повторение ЗУ.

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой



А это цоколёвка полупроводников, чтоб ещё более сэкономить ваше время на поиск))

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Принцип работы автомобильной зарядки

Схема узла с транзисторами BD136 и BD139, резисторами R4, R5, R6, R7, R9 и диодом D2 отвечает за защиту выпрямителя от его запуска при неправильном подключении аккумулятора, защиту от короткого замыкания клемм, а также защищает от зарядки АКБ 6 В.

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Выпрямитель включится только тогда, когда напряжение на клеммах батареи будет около 7,4 В. Напряжение включения выпрямителя зависит от номинала резисторов R4 и R5.

Переключатель SW2 является необязательным, он позволяет включить или отключить цепь от обратной полярности. Зуммер издаст звуковой сигнал, если аккумулятор подключен в обратном виде.

Схема узла со стабилизатором LM317, резисторами R1, R2, регулятором PR1. Потенциометр PR1 устанавливает максимальное конечное напряжение зарядки аккумулятора 14,4 В. Процесс регулировки может быть выполнен путем подзарядки относительно заряженной батареи.

Напряжение от стабилизатора появляется на затворе тиристора, которое достигает примерно 15,2 В (14,4 В конец заряда + падение тиристора 0,6 В + диод 0,2 В). Чем выше сопротивление, тем выше конечное напряжение заряда аккумулятора.

Напряжение на батарее увеличивается до тех пор, пока не достигнет заданного значения (примерно 14,4 В), после чего тиристор имеет предельные условия для включения. Теперь схема ожидает падения напряжения батареи, чтобы на следующей половине синусоиды возникли условия для открывания тиристора. Стрелка амперметра при этом слегка вибрирует, и зарядный ток со временем уменьшается, приближаясь к нулю.

Полезное на сайте:
Паяльная станция Т12: схема, сборка, инструкция

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Светодиод показывает, что на затвор тиристора подается напряжение, это можно рассматривать как информацию о том, что схема заряжает аккумулятор. Процесс зарядки будет по этой диаграмме, за исключением последней фазы.

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Ток зарядки ограничен лампочкой. Здесь необходимо индивидуально подбирать напряжение вторичной обмотки трансформатора, возможно, потребуется подключить сразу две лампочки параллельно. При напряжении ниже 17 В берётся лампа 6 В 45/40 Вт. При напряжении выше 17 В – лампа H4 12 В 60/55 Вт. Трансформатор мощностью около 220 ВА.

Сборка самодельного ЗУ в корпусе ИБП

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Базой для самодельного зарядного выпрямителя послужил ИБП 1000 (корпус и трансформатор).

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Если у вас есть подходящий трансформатор по мощности и напряжению, то на этом тиристоре легко можно зарядить аккумулятор и на 120 Ач. Подойдет и бОльшая емкость, только немного дольше будет процесс идти. Потому что ток этого тиристора постоянный 13 А. Но при такой нагрузке нужно взять большой радиатор, и желательно добавить вентилятор.

Полезное на сайте:
Автоматическое включение света ИК датчиком приближения

Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Схема работает на практике очень хорошо. Подключаем зарядное, ограничиваем ток зарядки, если надо, и ждём окончания процесса.