Что выгоднее: электромобиль или бензиновый


Хотя покупка электромобиля — немалая статья расходов, водители все чаще выбирают именно его, благодаря экологичности двигателей и комфорту вождения. Некоторые рассматривают выбор такого автомобиля исходя еще из одного критерия – его долгосрочной стоимости. Так давайте зададимся вопросом, окупается ли электромобиль. Какие расходы учитывать при покупке электромобиля и может ли низкая стоимость обслуживания компенсировать первоначальные инвестиции?

Преимущества и недостатки электроавто

Преимущества электродвигателя обусловлены его тихой работой (работу двигателя отчетливо слышно только на высоких оборотах), отсутствием выброса вредных соединений в атмосферу, а также низкими затратами на техническое обслуживание. В отличие от цен на топливо, цены на электроэнергию не меняются так динамично в короткие промежутки времени и всегда были меньше. Несложная схема электрокара обеспечивает более низкую частоту отказов и более простую эксплуатацию.

Что выгоднее: электромобиль или бензиновый

Однако необходимость чаще подзаряжать АКБ склоняет чашу весов в пользу автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Аккумуляторы для электромобилей позволяют преодолевать меньшее расстояние без подзарядки, чем обычные авто с полным баком бензина. Нельзя забывать также о времени зарядки. Полная зарядка аккумулятора может занять даже несколько часов (все зависит от модели автомобиля и типа зарядки), а этих часов может не быть в распоряжении, нередко нужно сразу сесть и ехать.

Сравнение электромобиля с ДВС

Внешний вид и технические параметры

На первый взгляд электромобиль мало чем отличается от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Тем не менее, если внимательно присмотреться, можно увидеть встроенную решетку радиатора, полные диски и энергоэффективные (узкие) шины, которые обладают аэродинамическими свойствами, что снижает потребление энергии и увеличивает запас хода. Если в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания основной центр тяжести находится под капотом (в месте установки двигателя), то в электромобилях аккумуляторы чаще всего размещаются под полом по длине и ширине всего шасси. Таким образом электромобиль имеет более равномерно распределенный вес, что выражается в лучшем сцеплении с дорогой.

Что выгоднее: электромобиль или бензиновый

Самыми дорогими элементами электромобиля являются аккумуляторы (в случае автомобиля внутреннего сгорания — двигатель). Электромобиль имеет несколько аккумуляторов, чаще всего из литий-ионных элементов. Они способны быстро отдавать энергию, устойчивы к повреждениям (дополнительно защищены специальным кожухом) и относительно дешевы в производстве. Емкость аккумулятора зависит от автомобиля — у электрических внедорожников она может достигать 100 кВтч.

Двигатель и коробка передач

Автомобили внутреннего сгорания обычно оснащаются одним двигателем и имеют пяти-, шестиступенчатую или автоматическую коробку передач. Электромобиль также приводится в движение одним электродвигателем, за исключением полноприводных — в этом случае один отвечает за привод передней оси, а другой за привод задней. Электродвигатель автомобиля может похвастаться гораздо большим КПД, обычно от 85% до 95% подводимой энергии может быть преобразовано в механическую энергию (используемую для разгона, торможения, езды).

Некоторые электродвигатели уже имеют КПД под 99%! Это действительно высокий результат, особенно по сравнению с автомобилями внутреннего сгорания, где максимальный КПД всего 40% считается очень высоким показателем.

Электромобиль может ускоряться независимо от скорости, что делает его более динамичным, чем его аналоги с ДВС, где иногда нужно переключиться на более низкую передачу, чтобы достичь более высоких оборотов. Его двигатель более эффективен, чем у автомобиля внутреннего сгорания, благодаря высокому крутящему моменту, доступному сразу после запуска мотора. Кроме того, у него нет коробки передач в традиционном понимании этого слова. Вместо него установлены дифференциал и редуктор, которые с помощью бортового компьютера соответствующим образом распределяют крутящий момент.

Оборудование авто

Такие элементы как кондиционер, подвеска и рулевое управление, одинаковы как в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания, так и в электромобилях. Использование двойных компонентов обусловлено стремлением снизить себестоимость производства электромобилей. Однако в некоторых электромобилях можно найти пневматическую подвеску (например, Audi e-tron). Кондиционер, который потребляет много энергии, заменяется более эффективным тепловым насосом, который может накапливать, а затем отдавать энергию (охлаждая или нагревая салон автомобиля).

Затраты на покупку

По стоимости покупки электромобили значительно превышают цены на автомобили с ДВС. Стоит сослаться на отчет, подготовленный IBRM Samar, в котором сравниваются аналогичные автомобили с одинаковым вариантом оснащения и схожими возможностями. Вот результаты:

  • DS3 Crossback e-Tense (136 л.с.) стоит 3,2 млн руб, то есть на 0,8 млн больше чем дизельный DS3 Crossback (версия 1.2 PureTech мощностью 130 л.с.).
  • Можно купить версию Opel Corsa Elegance (130 л.с., версия с двигателем 1.2) от 1,5 млн. За электрическую версию Corsa (Opel Corsa-e Elegance) придется заплатить еще на 1 млн больше, то есть около 2,5 млн руб.
  • Чтобы приобрести Peugeot 208 в версии Allure, придется потратить 2,6 млн. Аналогичная стандартная бензиновая версия может стоить 1,8 млн. Это позволит сэкономить 0,8 млн.

Данный список, хотя и учитывает лишь часть моделей авто, имеющихся на рынке, ясно показывает, что цены на автомобили аналогичного класса могут кардинально отличаться. Существует даже разница в цене более 2 млн руб, несмотря на почти идентичные характеристики и оснащение.

Затраты на зарядку и заправку

Текущие цены на топливо (бензин, солярка) за литр уже давно превысили 2$ по Миру. По сравнению с ценами на обычное топливо затраты на зарядку электромобилей кажутся непропорционально низкими. Тем более, что есть несколько способов уменьшить их еще больше. Все действительно зависит от того, как транспортное средство заряжается электричеством. Можем различать питание с помощью общедоступных зарядных станций и зарядку дома.

Использование постоянного тока (DC) означает, что общедоступные зарядные станции вырабатывают мощность на уровне 25-150 кВт. Благодаря этому полностью зарядить аккумулятор можно даже за пару десятков минут. К сожалению, их относительно небольшое количество означает, что они могут быть удалены друг от друга и переполнены. Стоимость зарядки 1 кВтч на станциях такого типа обычно составляет 50 рублей.

Поэтому многие предпочитают заряжать электромобиль дома, подключив аккумулятор к розетке 220 В. Это гарантия более низкой цены, но в то же время необходимость дольше ждать полной зарядки аккумулятора. Потребление может занять до 24 часов – от бытовой розетки можно черпать переменный ток (АС) мощностью максимум 2-3 кВт в час. Установка частного Wallbox дома конечно может ускорить этот процесс в 10 раз, но это предполагает электротехнический аудит и получение соответствующих разрешений.

Полезное:  Модуль датчика удара или вибрации в сигнализацию авто

Доступность топлива и энергии

Также стоит помнить, что хотя инфраструктура для людей, использующих электромобили на дорогах все еще развивается (особенно в крупных городах), общественных зарядных станций по-прежнему намного меньше чем традиционных заправок. Поэтому, прежде чем отправиться в дальний путь, стоит подзарядить аккумулятор и тщательно спланировать маршрут — так, чтобы он пролегал по точкам с легким доступом к источникам энергии. В противном случае ограниченный запас хода аккумуляторов электромобиля может привести к незапланированным остановкам в самый неожиданный момент поездки (посреди поля).

Стоимость обслуживания авто

Обслуживание электромобилей дешевле чем автомобилей с двигателем внутреннего сгорания из-за более простой конструкции и меньшего количества деталей, которые могут быть повреждены. В электромобиле не требуется замена фильтров, свечей или масла, что необходимо время от времени при эксплуатации автомобиля с ДВС. Тормозные колодки и диски не повреждаются, поскольку благодаря соответствующей технологии торможения автомобиль не только не использует эти элементы, но и может рекуперировать энергию (и, таким образом, увеличивать запас хода).

Хотя с большинством компонентов электромобиля (оборудование салона, подвеска, 12-вольтовая электросхема) может справиться большинство механиков, для осмотра высоковольтных компонентов требуется квалификация. К сожалению, пока еще не так много мастерских с такой квалификацией специалистов, поэтому часто осмотр и даже мелкий ремонт приходится отдавать в авторизованный сервисный центр, что может быть связано с более высокими затратами. Итого: обслуживание и ремонт автомобилей внутреннего сгорания оказывается намного проще, чем в случае с электромобилями (но проводится чаще).

Воздействие на окружающую среду

Из-за отсутствия двигателя внутреннего сгорания электромобиль не имеет выхлопных труб, из которых выбрасываются вредные для окружающей среды газы. Таким образом, электрика намного экологичнее своего горючего аналога.

Также не следует забывать, что электромобили более экологичны не только во время их эксплуатации. Это касается и их производства и последующей утилизации. Вождение такого транспортного средства приносит меньшие затраты не только пользователю, но и окружающей среде.

Какое расстояние проедет электромобиль

Один из мифов об электромобилях (EV) говорит об очень малом запасе хода этого типа транспортных средств. Но времена, когда электромобиль приходилось заряжать каждые 50 километров, давно прошли. В некоторых отношениях электромобили даже лучше традиционных автомобилей внутреннего сгорания, по крайней мере в городских условиях — они не расходуют топливо при стоянии в пробках, что делает их более экономичными.

Среднее расстояние которое может проехать электромобиль после посещения зарядной станции, является одним из основных критериев при покупке электромобиля. К счастью, производители электромобилей знают об этом и прилагают усилия, чтобы из года в год увеличивать средний запас хода на одной зарядке. Новые модели электроавто проезжают до 200 км без остановки на станции. До недавнего времени таких результатов добиться было невозможно, и большинство владельцев электромобилей могли о них только мечтать.

Более того, современные электромобили высокого класса преодолели барьер в 300 км, а некоторые модели могут проехать даже 400 км. Наилучшие показатели в основном характерны для самых дорогих моделей, включая TESLA и Volkswagen.

Что влияет на запас хода электромобиля

Запас хода, который может преодолеть электромобиль, во многом зависит от емкости аккумуляторов и веса автомобиля. Более емкий аккумулятор позволяет преодолевать более длинный маршрут без остановки на станции. Правда это также увеличивает вес транспортного средства — батареи с более высокими параметрами тяжелее, чем их менее ёмкие версии.

Что выгоднее: электромобиль или бензиновый

Использование дополнительных функций автомобиля тоже влияет на количество пройденных километров. Большая часть энергии — кроме электродвигателя, конечно — тратится на кондиционирование воздуха и обогрев. Когда их не используем, то можем проехать еще несколько лишних километров.

Имеет значение и стиль вождения. Если резко ускоряемся, резко тормозим, чрезмерно ездим и поддерживаем работу двигателя на высокой скорости, то будем использовать зарядные станции для электромобилей гораздо чаще, чем если бы ехали экономично.

Чем дольше сможем пользоваться электромобилем без зарядки, тем лучше и, главное, удобнее для пользователя. Вот список из 10 электромобилей, доступных на российском рынке, которые достигают наилучших результатов, наряду с максимальным заявленным запасом хода:

  • Tesla Model S (Long Range Plus — 652 км),
  • Tesla Model 3 (580 км),
  • Tesla Model X (Long Range Plus — 561 км),
  • Volkswagen ID.3 (Pro S – 549 км),
  • Volkswagen ID.4 (500 км),
  • Hyundai KONA Electric (версия 64 кВтч — 484 км),
  • Jaguar I-Pace (470 км)
  • BMW iX3 (460 км),
  • Kia e-Niro (версия 64 кВтч – 455 км),
  • Kia e-Soul (версия 64 кВтч — 452 км).

Наилучших показателей достигают электромобили Tesla, поэтому неудивительно, что именно эту марку чаще всего выбирают любители электромобилей.

Что выгоднее: электромобиль или бензиновый

Так что же выгоднее иметь?

Приобретение электромобиля требует тщательного рассмотрения различных аспектов стоимости его покупки и владения им. И электромобиль, и автомобиль работающий на бензине или газе, имеют своих сторонников и определенные преимущества и недостатки. Поэтому прежде чем выбрать конкретную модель, взвесьте все «за» и «против» — помните, что новый автомобиль должен в первую очередь соответствовать вашим требованиям, а не моде.


НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ