Кнопочный реверс электромотора на реле


Здесь пойдет речь про управление электромотором постоянного тока, с применением реле и маломощных кнопок без фиксации – просто кратковременно нажимаете на них и мотор крутится вперед, назад или останавливается. Причём всё собрано без применения контроллеров и микросхем – исключительно за счёт хитрого применения обычных электромагнитных реле. Напряжение тут 12 постоянного тока, но можно легко изменить его, адаптировав под “нужды” мотора. Ток и мощность нагрузки зависят от параметров реле (обычно они на 5 – 10 А).

Схема кнопочного реверса двигателя

Кнопочный реверс электромотора на реле

За исключением диодов гашения ЭДС на катушках реле, эта схема по функциям идентична примеру, показанному на странице ниже. На первый взгляд всё может показаться слишком сложным, но это просто потому, что используются три кнопочных переключателя без фиксации. Когда кнопка «вперед» нажата и отпущена, двигатель будет работать непрерывно в одном направлении. Кнопку «Стоп» следует использовать до нажатия кнопки реверса. Кнопка реверса заставит двигатель непрерывно вращаться в противоположном направлении или до тех пор, пока не будет использована кнопка остановки. Включение двигателя сразу в обратном направлении было бы довольно опасно, потому что при работе электромотора возникает противо-ЭДС, которая увеличивает ток, протекающий в противоположном направлении. Так что эта схема имеет встроенную защиту от этого состояния.

Работа схемы управления мотором

Предположим двигатель не работает и все реле обесточены. При нажатии кнопки «вперед» положительный контакт аккумулятора подается через размыкающие контакты B1 на катушку реле RA/2. Он будет работать, поскольку обратный путь тока проходит через размыкающие контакты D1. Реле RA/2 сработает. Контакты A1 сохраняют питание реле, даже если кнопка «вперед» отпущена.

Контакты A2 подают питание на электродвигатель который теперь будет работать непрерывно в одном направлении. Если затем нажать кнопку реверса – ничего не произойдет, потому что положительный источник питания для переключателя подается через размыкающий контакт A1, который теперь разомкнут, так как реле RA/2 находится под напряжением. Для остановки двигателя нажимается переключатель «Стоп», реле D срабатывает, и его контакт D1 отключает питание реле A и B (в данный момент работает только реле A). Если переключатель реверса теперь нажат и отпущен. Реле B работает через размыкающий контакт A1 и размыкающий контакт D1.

Контакт B1 замыкается и поддерживает питание, так что теперь реле защелкивается, даже когда переключатель реверса разомкнут. Реле RC/2 также будет включено и заблокировано. Контакт B2 подает питание на двигатель, но поскольку контакты C1 и C2 изменили положение, двигатель теперь будет постоянно вращаться в противоположном направлении. Нажатие кнопки «вперед» не возымеет никакого эффекта, так как питание этого переключателя прерывается через теперь открытый размыкающий контакт B1. Если кнопка остановки сейчас нажата. Реле D срабатывает, его контакт D1 отключает питание реле B, которое отключает питание реле C через нормально разомкнутый контакт B1, и электродвигатель останавливается.

Конденсатор на реле D нужен для того чтобы гарантировать, что реле D будет работать как минимум дольше чем время, которое требуется реле A, B и C для размыкания.

В изначальной схеме при нажатии кнопки «Стоп» реле RA оставалось под напряжением, путь тока его удержания проходит через катушки реле RB и RC. Чтобы исправить это, реле D имеет два контакта, D2 теперь отключает питание катушки реле.

Полезное:  Блок питания лабораторный с импульсным преобразователем

Электросхема реверса двигателя

В этой схеме используются 4 реле и 3 кнопки для управления остановкой, движением вперед и назад электродвигателя постоянного тока. RLD имеет только один переключающий контакт, тогда как RLA, RLB и RLC имеют по 2 контакта. Тут RLD останавливает двигатель, RLA фиксирует его в прямом направлении, а RLB фиксирует двигатель в противоположном направлении, в то время как RLC и его контакты обеспечивают реверсирование.

Кнопочный реверс электромотора на реле

Обозначения реле и контактов

Теперь немного о принципиальной схеме и расшифровке обозначений на ней. Как и в случае с переключателями, реле всегда изображаются в выключенном или нерабочем состоянии. Контакты могут быть нарисованы по-разному, как показано ниже; но средний контакт (обозначенный 2) является подвижным и будет передвигаться, когда реле находится под напряжением. Этот контакт называется переключающим контактом, сокращенно CO. Верхний контакт (обозначенный 1) является нормально замкнутым, размыкающим контактом (реле не запитано), а контакт 3 известен как нормально разомкнутый контакт NO. Когда на катушку реле подается питание, замыкающий контакт механически перемещается и электрически соединяется с перекидным контактом.

Кнопочный реверс электромотора на реле

Как показано выше, в нижнем правом углу реле имеет два переключающих контакта. Обозначение катушки реле может быть RL или просто R. Если в цепи более одного реле, то обычным методом является обозначение реле как RLA, RLB или RA, RB и т. д. Количество контактов, принадлежащих конкретной катушке реле показано косой чертой «/», а затем номером. В этом случае RLA/2 имеет два контакта, и они имеют соответствующую маркировку RLA1 и RLA2.


НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ