Схема задержки выключения освещения в автомобиле


Всем авторадиолюбителям привет. Значит ситуация такая: когда закрываю дверь автомобиля, свет внутри сразу выключается. Очевидно нужна схема задержки выключения. Поискав в Интернете нашел десятки различных схем задержки выключения. Так что решил не создавать новую схему с нуля, но пришлось немного доработать существующую.

Схема задержки выключения освещения в автомобиле

  • R1-2 Резистор 2.2 кОм 1/4 Вт
  • R3 Резистор 33 кОм 1/4 Вт
  • R4 Переменник 47K
  • C1 Электролитический конденсатор 47 мкФ 25 Вольт
  • D1 1N4002
  • D2 1N4148
  • Т1 BD243 силовой транзистор NPN
  • Т2 BD140 PNP транзистор средней мощности
  • T3-4 BC547 транзистор NPN

Цепь из трех резисторов (R1-R2 и R4) выполняет функцию делителя напряжения, который регулирует напряжение на базе T4. Транзистор T4 будет контролировать, насколько быстро C1 будет разряжаться через его переход, параллельно с R3. Чем больше ток через Т4, тем быстрее разряд.

Схема задержки выключения освещения в автомобиле

При подаче питания на цепь на разъемах CON1 (плюс +12 В) и CON2 (0 В) конденсатор полностью заряжен. Транзистор Т1 пропускает весь ток. Ток контролируется транзистором T2, который прикреплен к его базе. Транзистор Т2 управляется транзистором Т3.

При отключении питания (дверь машины закрыта) конденсатор начнет медленно разряжаться. По мере того как напряжение на R3 (база T3) падает, T1 постепенно пропускает меньший ток. Это и есть основная идея данной схемы.

Эта цепь подключена параллельно выключателю потолочного света, который управляется дверными выключателями. Вот как надо подключить схему:

Полезное:  Зарядный выпрямитель для АКБ 12 В с тиристором и защитой

Схема задержки выключения освещения в автомобиле

В корпусе светильника надо найти три разъема. Один идет на землю. Другой напрямую на аккумулятор. Третий подключается к дверным выключателям. Эти переключатели подключаются параллельно непосредственно к земле.

Схема задержки выключения освещения в автомобиле

В схеме, которую нашел, эти переключатели были подключены параллельно к плюсу батареи. Здесь же цепь подключена параллельно к минусу (CON 2) и к дверным выключателям (CON 1). И никакой другой проводки не требуется.

Схема задержки выключения освещения в автомобиле

Сначала проверяем идею на макетной плате.

Схема задержки выключения освещения в автомобиле

Приступаем теперь к пайке деталей на печатной универсальной плате. Окончательный размер примерно 3 см х 3 см. Он мог бы быть намного меньше, но под светильником достаточно места.

Роман Л.


НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ