Конденсаторы для автомобильной электроники

Автомобильная промышленность все больше зависит от электроники, при этом количество таких систем, как блоки управления двигателем (ECU), информационно-развлекательные устройства и усовершенствованные системы помощи водителю (ADAS), всё увеличивается вместе с их функциональностью и сложностью. Автомобильная электроника полагается на высокопроизводительные компоненты, обеспечивающие надежную работу в течение длительного периода времени и сложных условий. Кроме естественно полупроводников, важную роль в обеспечении надежности играют конденсаторы, применяемые для фильтрации сигналов и накопления энергиии.



В зависимости от того, где работает автомобиль, могут различаться требования к температурному диапазону, устойчивости к ударам и вибрации, влажности, переходным процессам, электростатическим разрядам и другим воздействиям. Но во всех случаях будут нужны компоненты, отвечающие требованиям стандарта AEC-Q200.

Необходимость выполнения требований, содержащихся в этом регламенте, означает, что конструкторы должны тщательно выбирать детали для внедряемых узлов и устройств из множества вариантов и типов, доступных на рынке. Цель состоит в том, чтобы решить проблемы обеспечения производительности и долговечности. Это реально может быть сложной и трудоемкой задачей, в зависимости от количества и разнообразия требуемых компонентов.

Автомобильные конденсаторы

Для типовых устройств, основанных на компонентах с номинальным напряжением до 10 В или менее и емкостью до 100 мкФ, многие конденсаторные технологии обеспечивают в значительной степени схожие рабочие и эксплуатационные характеристики. Это немного сбивает с толку, так как совсем не означает, что элементы этих групп одинаково подходят для каждого случая. Поэтому в процессе выбора необходимо учитывать незначительные различия параметров, такие как изменение емкости в зависимости от приложенного напряжения (коэффициент напряжения) и температуры (температурный коэффициент), а также изменения эквивалентного последовательного сопротивления (ESR) в зависимости от частоты.

Конденсаторы для автомобильной электроники
Многие конденсаторные технологии обеспечивают аналогичные свойства в области, определяемой низкими номинальными напряжениями и средними значениями емкости

Многослойные керамические конденсаторы (MLCC) доступны в версиях с высокой емкостью напряжения (CV), обеспечивая высокую емкость в небольшом корпусе. Некоторые танталовые конденсаторы с твердым электролитом, а также танталовые полимерные конденсаторы имеют те же размеры, что и версии MLCC. С другой стороны, элементы из оксида ниобия имеют несколько меньшие значения емкости на единицу объема. MLCC с высоким CV доступны с двумя типами диэлектрика:



  • X5R, обеспечивающий наивысшие значения емкости до 100 мкФ и являющийся базой конструкции элементов MLCC с высоким показателем CV,
  • X7R, который может создавать емкости только до 22 мкФ, но обладает отличной температурной стабильностью.
Полезное на сайте:
Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Например конденсатор MLCC 12103C106-K4T4A X7R имеет емкость 10 мкФ и номинальное напряжение 25 В. У него нелинейное изменение емкости от температуры ±15 % в диапазоне от -55 до +125 °С. Его емкость также зависит от напряжения и частоты. Это не проблема в схемах, где изменение емкости из-за приложенного напряжения не влияет на работу.

Коэффициенты напряжения и температуры

Несмотря на в целом высокую стабильность, значение емкости MLCC для версии с высоким CV, к сожалению, немного уменьшается с увеличением напряжения смещения. Танталовые, оксидно-ниобиевые и полимерные конденсаторы имеют плоские характеристики коэффициента напряжения. Кроме того, в высоковольтных MLCC наблюдается падение емкости при высоких и низких температурах, а танталовые, оксидно-ниобиевые и полимерные конденсаторы обладают минимальными температурными коэффициентами.

Конденсаторы для автомобильной электроники
Танталовые конденсаторы по сравнению с MLCC имеют плоский коэффициент напряжения и минимальный температурный коэффициент.

ESR против частоты

Кривые зависимости сопротивления от частоты также могут иметь значение. MLCC с высоким CV имеют резкий резонанс и низкое ESR, а оксиды тантала и ниобия имеют широкополосные кривые сопротивления. ESR для варианта оксида тантала-ниобия увеличивается при низких температурах. Полимерные конденсаторы, напротив, имеют широкополосную характеристику сопротивления с более низкими значениями ESR по сравнению с танталовыми и ниобиевыми. Кроме того, ESR полимеров остается малым при низких температурах, а у тантала и ниобия увеличивается.

Конденсаторы для автомобильной электроники
Танталовые конденсаторы имеют широкополосную кривую сопротивления, тогда как MLCC с высоким CV имеют более низкое ESR.

Конструкторы блоков управления двигателем (ЭБУ) могут обратиться к танталовым конденсаторам серии F97. Они соответствуют стандарту AEC-Q200 и доступны с номинальным напряжением от 6,3 до 35 В, работают в диапазоне температур от -55 до 125 °C с емкостью до 150 мкФ. Например, F971A107MCC является типичным представителем этой группы продуктов на 100 мкФ и 10 вольт.

Полимерные конденсаторы для авто

Полимерные конденсаторы работают в диапазоне температур от -55 до +125°С, аналогично танталовым, но выпускаются на номинальное напряжение до 50 В, что значительно выше по сравнению с 35 В у танталовых. Серия TCQ, сертифицированная AEC-Q200, имеет емкость до 470 мкФ и номинальный срок службы 2000 часов при температуре 125 °C, что вдвое превышает спецификацию. Автомобильные устройства в этом случае включают электронику под капотом, информационно-развлекательные системы, элементы управления в кабине и системы комфорта. Примером подходящего для таких целей компонента является TCQD337M004R0025E на 330 мкФ и 4 В.

Полезное на сайте:
Автомобильный датчик парковки заднего хода

Ниобий для стендовых схем

Оксидно-ниобиевые конденсаторы, такие как серия OxiCap NOJ, имеют значения емкости до 1000 мкФ и номинальное напряжение до 10 В в диапазоне температур от -55 до +105 °С. Они предназначены для использования там, где напряжение питания не превышает 7 В, таких как модули регулировки сидений, блоки управления подушками безопасности и информационно-развлекательные системы. Особенностью этих элементов является высокая безопасность и негорючесть. Они также очень надежны с частотой отказов 0,5% на 1000 часов работы при 85°C. Примером может служить NOJC107M004RWJ на 100 мкФ и 4 В.

Высоковольтные MLCC

В дополнение к версиям с высоким CV, MLCC доступны в версиях для высокого напряжения до 5000 В. Соответствует требованиям AEC-Q200, например, AVX 630V 1825CC154KAT2A с емкостью 0,15 мкФ для использования в ограничителях перенапряжения и резонансных преобразователях мощности. Эти высоковольтные версии имеют низкие значения ESR на высоких частотах сигнала.

Суперконденсаторы

Суперконденсаторы используются в автосхемах для обеспечения резервного питания, продления срока службы аккумуляторов и обеспечения высокой мощности, необходимой для запуска двигателей. Серия таких элементов AVX SCC доступна в диапазоне емкости от 1 до 3000 Ф с номинальным напряжением 2,7 В и 3,0 В. Например элемент SCCV40E506SRB рассчитан на 50 Ф при 3 В и имеет ESR менее 20 мОм, что является результатом использования ацетонитрила (ACN) в качестве электролита. Примерно на каждые 10 °C понижения температуры или снижение номинала источника питания на 0,2 В срок службы этих компонентов удваивается. Рыночное предложение также включает серию SCC LE, которая характеризуется еще более низкими значениями ESR.

Конденсаторы для автомобильной электроники
Суперконденсаторы, такие как SCCV40E506SRB, могут обеспечивать резервное питание, продлевать срок службы батареи.

И в завершении отметим, что мы не делаем никому рекламы, поэтому не указываем конкретного производителя, а лишь информируем об имеющихся на рынке элементах и их характеристиках.